Водители стали умнеть
— Немаловажным стал рост числа инспекторов, дежурящих непосредственно на дорогах, — рассказывает руководитель ведомства. — Изменившийся порядок медицинского освидетельствования позволил инспектору ДПС на месте с помощью алкотестера определять содержание алкоголя в крови, соблюдая при этом все процессуальные нормы. Если раньше процедура освидетельствования занимала полтора-два часа, водителя возили в РНД, на линии никого не было, то теперь процедура занимает всего 30 минут.
Положительно на ситуацию повлияло и то, что в связи с увеличением пошлин на ввоз иномарок через нашу республику стало проходить гораздо меньше транзитного транспорта, который ранее давал примерно 5—7% всех происходящих в Бурятии ДТП. А вот смертность удалось снизить благодаря тому, что мировоззрение водителей постепенно начало меняться.
— Благодаря профилактике правонарушений, пусть пока и небольшой процент автомобилистов начал понимать, что нарушать ПДД нельзя, и эта категория добросовестных автомобилистов постепенно увеличивается, — считает начальник ГИБДД. — Вспомните, еще пару лет назад наши водители вообще не пристегивались ремнями безопасности. А между тем, ремень — и это научно доказано — очень эффективен, он способен сохранить жизнь водителю и пассажирам даже при серьезных авариях. Сколько я ни выезжал на ДТП, там, где люди пристегнуты, они всегда остаются живы. Хотя многие водители до сих пор предпочитают своей безопасности безответственность и согласны платить штраф, но не пристегиваться.
Связывать положительную тенденцию с улучшенным качеством дорожного полотна города начальник ГИБДД не торопится.
— Раньше водители жаловались, что из-за плохих дорог часто происходили ДТП, — говорит Аламжи Сыренов. — Но я всегда говорил: да, может быть, качество дорог влияет на аварийность, но не в такой большом процентном соотношении.
Как рассказал руководитель ведомства, автомобилисты Бурятии по-прежнему считают возможным выехать на дорогу "под градусом". И таких водителей, как ни странно, меньше не становится — даже наоборот. Так, если в прошлом году в состоянии алкогольного опьянения на дорогах Бурятии было выявлено 9977 водителей (из них по городу 4480), то в этом году эта цифра выросла до 19307 человек. Впрочем, возможно, на высокую выявляемость такого рода нарушений повлияло широкое использование инспекторами алкотесторов.
— Только сравните цифры, — сетует начальник ГИБДД, — даже ужесточение наказания и возможность лишиться водительских прав не испугали водителей. Думаю, такая ситуация продержится еще год-два, пока наши автомобилисты до конца не решат для себя, что лучше: ходить пешком, лишившись прав, или просто не пить за рулем. Часто ко мне на личный прием приходят водители средних лет, говорят: простите, верните мне права — у меня семья и дети. Спрашивается, почему водители не вспоминают о семье, когда пьют?
Вместе с тем, как показывает статистика, количество ДТП, совершенных пьяными водителями, за год в Бурятии снизилось на 77% — с 237 ДТП в прошлом году до 54 в этом.
— В Улан-Удэ 60% аварий — это наезды на пешеходов, — сообщает руководитель ГИБДД. — Если бы со стороны водителей и пешеходов было взаимное уважение, эту цифру можно было бы снизить. А что мы видим? Водитель не уступает дорогу пешеходу. Пешеходы в алкогольном опьянении выходят на дорогу или не соблюдают элементарные правила дорожного движения, переходя улицу в неположенных местах. Проблема еще и в том, что в нашем городе достаточно много мест, где проезжая часть не огорожена и пешеходы имеют свободный выход на дорогу. Мы пытаемся решить эту проблему, выдаем предписания установить ограждения, и в следующем году мы планируем продолжить работу в этом направлении.