Уникальный концерт
На посвященном Рождеству праздничном концерте, проходившем в здании церкви, приехало очень много народа. Мест на всех не хватило, многие слушали божественную музыку стоя. И никто не уходил. Была такая тишина, что, казалось, люди боятся пропустить каждую ноту.
Орган по своей торжественности, грандиозности звучания, возможно, не имеет себе равных.
"Из всех музыкальных инструментов именно орган символизирует собой Вселенную. Звук органа немножко не от мира сего", — рассказывает композитор.
Орган делается под конкретную церковь. Орган так же, как, например, гитара, не получит своего знакомого звучания, если струны натянуть на обычную доску. Полость гитары играет в звучании большую роль. Так же и здесь — помещение самой церкви представляет собой ту полость, которая дает эффект органной мелодии. Грубо говоря, здание церкви представляет собой огромный музыкальный инструмент, в котором орган и все здание очень органично соединены.
Член Союза композиторов России, Дечебал Григоруцэ, несмотря на южное, румынское звучание своего имени, является коренным сибиряком-иркутянином. Ему 41 год, чему, глядя на этого стройного молодого человека, поверить достаточно сложно. Родился в 1968 году, учился в самой обычной советской школе, увлекался радиотехникой — паял разные приемники, транзисторы. Никто не мог бы сказать тогда, что из него вырастет прославленный музыкант, автор светских и религиозных мелодий.
"Ничто не связывало меня с музыкой, пока в девятом классе меня не сбила машина, — смеется композитор. — После этого случая начал сочинять".
Самые любимые композиторы — Бах, Моцарт и Бетховен. Кстати, музыка последнего, а именно знаменитая Пятая симфония "Стук судьбы", оказала большое влияние на становление будущего композитора.
Окончив школу, поступил в Иркутское музыкальное училище. Его основным инструментом стало фортепьяно. Здесь он создал пару комических опер. И здесь же пришел первый успех: созданную им симфонию исполнил Иркутский симфонический оркестр. Через год после окончания училища поступает в Академию имени Гнесина — Гнесинку. Академия, наряду с Московской консерваторией, является самым элитным учреждением, где учат композиторов. Хотя, по мнению Дечебала Георгиевича, нельзя выучить на композитора — можно только создать условия для обучения. Невозможно научить сочинять музыку — композитором можно только стать.
Органом заинтересовался сравнительно поздно. В 2003 году произошло событие — Дечебал Григоруцэ написал музыку к мессе (богослужение в католической церкви, в православии называется литургией). Фрагмент этого большого произведения исполнил уже знакомый нам Иркутский симфонический оркестр совместно со сводным Молодежным хором. На премьере присутствовали представители католической церкви, тогдашний настоятель Иркутского кафедрального собора, епископ Кшиштоф Коваль и другие церковные чины. У них возникла идея исполнить то же самое в соборе, с тем же хором, но уже под орган. И уже когда до первого органного исполнения оставалось всего три недели, оказалось, что сыграть на органе некому. С этого момента Дечебал Георгиевич начал осваивать инструмент.
На первый взгляд, орган имеет много общего с фортепьяно, и поэтому кажется, что переучиться не очень сложно. В действительности же два инструмента роднит только клавиатура. Да и то, у органа клавиатур несколько, включая и клавиатуру для ног. Все же, переучившись, композитор исполнил свое произведение в церкви, на органе. После этого начал играть во время богослужений. Сочиняет мессы, импровизирует. Говорит, что сочинение новой музыки происходит из импровизаций.
Композитор приехал в Улан-Удэ ради одного концерта. В тот же день он уехал домой. Настоятель церкви отец Адам говорит, что до тех пор, пока у церкви нет своего органиста, мессы будут проводиться без сопровождения органа. Но если среди прихожан окажется человек, умеющий играть на органе, то, конечно же, концерты проводиться будут. Да и Дечебал Григоруцэ все-таки уехал не навсегда. Он уехал, но обещал вернуться.