Лес вместо свалки

Предприниматели сливают канализационные отходы в лесу, чтобы сэкономить
A- A+
В республике до сих пор нет закона, который остановил бы этот беспредел. Вход регионального оператора по сбору и утилизации мусора вскрыл еще одну насущную проблему. Бизнесмены, чтобы сэкономить на использовании канализационных люков, скидывают откачанные бытовые отходы в лесном массиве и полях. Поймать нарушителей практически нереально. 

Если так пойдет и дальше, в скором времени Бурятия вместе с Байкалом превратятся в одну зловонную жижу. В последние годы активно уничтожают природу как рядовые жители города, так и предприниматели.  

В редакцию газеты «Номер один» обратились жители микрорайона Восточный, которые стали свидетелями несанкционированного слива фекалий в окрестностях их района. 

– Мы ехали домой и неподалеку от «Обелиска» увидели вакуумку, которая сливала откачанные отходы прямо в поле, на землю, – рассказывают очевидцы. 

По всей видимости, предприимчивые бизнесмены пытались сэкономить на сливе отходов в официальные люки. К слову, таких люков по городу восемь: в 148-м микрорайоне, поселке Таежный, в 110-м квартале, на Восточном, Полигоне, по улице Революции, в поселке Сотниково  и на 3-й Транспортной. 

Однако за пользование официальной «сливной» необходимо платить «Водоканалу».  В среднем 22 рубля за один кубометр. Грубо говоря, сто рублей за слив одной машины. Это значительно бьет по кошельку предпринимателя, так как обычно за откачку выгребной ямы он берет с клиента от 500 до 1500 рублей. Если учесть трудозатраты работников, расходы на бензин и обслуживание автомобиля – прибыль не такая уж большая. И сто сэкономленных рублей – нормальные деньги. 

Примерно такая же ситуация в районах Бурятии. Известный эколог и правозащитник Евгений Кислов рассказал, как становился свидетелем подобного нарушения. 

– Помню, когда началась эпопея со спирогирой, мы выехали в Северобайкальск. Активисты мне показали одну бухту, где вода была черная, и запах стоял даже не гниющих водорослей, а фекалий. Спрашиваю: в чем дело? А они рассказывают, что разыгрывается конкурс на право вывозить жидкие бытовые отходы из частного сектора, и каждый участник пытается снизить цену до минимума. Естественно, чтобы поиметь хоть какую-то прибыль, стараются экономить и, по всей видимости, экономят на сбросе фекалий, – рассказал Евгений Владимирович. 

Другими словами, сливали жидкие отходы прямо в реку, минуя очистные сооружения. Ведь за слив в очистные требуется оплата. 

Ученый поведал о рейдах в Прибайкальском и Баргузинском районах, где он также видел, как предприниматели сливают отходы в неположенном месте. 

– А это, между прочим, центральная экологическая зона Байкальской природной территории! – возмущен ученый.  

И таких историй – сотни. К примеру, в поселке Усть-Баргузин слив жидких бытовых отходов производится со всего поселка в лесной массив. В результате причинен ущерб природе больше чем на 13 миллионов рублей. 

Конечно, состояние республиканских очистных оставляет желать лучшего, но, попадая туда, фекалии все же проходят какую-никакую очистку. Минимально, но опасные отходы  обрабатываются. А в случае со сливом опасных отходов в лесном массиве фекалии просто просачиваются в землю, заражая грунтовые воды. 

Поймать недобросовестных «сливщиков» тоже не так-то просто. Нужно не только застать предпринимателя на месте преступления, но и проследить, куда и как он будет сливать отходы. Только тогда проверяющий орган будет иметь доказательную базу. 

К слову, привлечь к ответственности предпринимателя могут Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Бурприроднадзор, муниципалитет, прокуратура и другие ведомства. Все зависит от того, на чьих землях выявят нарушение. 

Но проблема в том, что каждое из этих ведомств действует обособленно. Республике необходим единый контролирующий орган и единый четко сформулированный закон, согласно которому будут налагать штрафы. 

Сейчас существует всего один республиканский закон, по которому привлекают к ответственности жителей Бурятии. Этот правовой акт, со слов городских чиновников, требует доработки. Кстати, интересный факт! Из-за досадной опечатки данный закон не действовал почти год. Вместо «сброс» законотворцы случайно написали слово «сбор», отчего смысл поменялся кардинально. За «сбор мусора и иных отходов производства и потребления вне специально отведенных мест», к счастью, никого за это время не оштрафовали. Сейчас ошибка исправлена, и закон вступил в силу в уже правильной формулировке. 

В прошлом году комитет городского хозяйства наложил 11 штрафов, на общую сумму 43 тысячи рублей.

– Если говорить о том, что еще делается в этом направлении, то с недавнего времени на уровне правительства разрабатывается порядок денежного поощрения граждан за показания о сливе отходов в неположенном месте, – рассказывает о новшествах начальник управления административного контроля КГХ Улан-Удэ Владимир Соснин. 

Впрочем, этого все равно мало, для того чтобы навести полный порядок в сфере отходов. Нужно проработать вопрос на законодательном уровне, найти регионального оператора по работе с жидкими бытовыми отходами, в конце концов, чаще проводить рейды по выявлению нарушителей. Но, судя по всему, кроме экологов, эта проблема мало кого  интересует.  

Елена Темникова, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.